Сколько стоит "загородное поместье" Татьяны Нестеренко?

Первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко приковала к себе всеобщее внимание заявлением о готовящейся реформе государственного управления, следствием которой должно стать масштабное сокращение чиновников, а также повышение зарплат тех, кому повезет остаться в госаппарате. Себя замминистра определенно видит во второй категории, все-таки работе в министерстве она отдала почти два десятка лет. Одно время ее даже прочили в министры. Но вот незадача: оказавшиеся в распоряжении журналистов документы могут поставить крест на министерской карьере госпожи Нестеренко. Дело в том, что с момента своего второго назначения на должность замминистра в 2007 году, она могла выступать лоббистом интересов крупной строительной компании «Crocus Group» и ее владельца Араза Агаларова. Причем делала это далеко не безвозмездно. Об удачном земельном приобретении Татьяны Нестеренко и о том, как за несколько дней построить трехэтажный особняк под ключ, читайте в материале корреспондента «Компромат ГРУПП» Георгия Волгина.

Министр ушел, но зам осталась

С финансовой сферой Татьяна Нестеренко была связана всю жизнь. И когда в конце 1980-х – начале 1990-х работала в администрации Чукотского автономного округа, и позже, когда став депутатом Госдумы вошла в состав комитета по бюджету и налогам.
Заместителем министра финансов ее назначали дважды: в 1998 году, (параллельно она возглавляла Главное управление Федерального казначейства) и в 2007-м. После ухода в отставку Алексея Кудрина осенью2011-го некоторые эксперты считали вероятным, что именно Татьяна Нестеренко займет министерское кресло.
Но не срослось. Бывший министр ушел, но его коллеги остались. Некоторых из них до сих пор называют «людьми Кудрина».

«Скромная» субсидия на 26 миллионов

Вопрос о том, как достался заместителю министра участок в Истринском районе Подмосковья, сегодня вызывает много вопросов. Согласно информации российских телеграм-каналов, история началась еще в апреле 2010 года, когда ее непосредственный начальник Алексей Кудрин подписал официальный приказ, предоставляющий Татьяне Нестеренко единовременную субсидию на приобретение жилья в размере 26 млн. 500 тыс. рублей.
Такой вид поддержки госслужащих носит вполне законный характер и регламентирован специальным правительственным постановлением. В самом факте получения субсидии ничего удивительного нет, разве что кого-то поразит прописанная в документе сумма. Но что делать: столица, высокий пост в министерстве и т.д. и т.п.
Следующие полтора года Татьяна Нестеренко определялась с покупкой жилья, видимо, выбирала то, что будет соответствовать статусу. Наконец, 3 ноября 2011 года она покупает за 6 млн. рублей земельный участок площадью 2 535 кв. метра в Истринском районе Московской области, в деревне Воронино. О самой деревне речь пойдет ниже, а прежде хотелось бы поговорить о продавце.
Из текста договора купли-продажи следует, что таковым выступало ЗАО «Крокус Интернэшнл» в лице Генерального директора (Президента) А.И. Агаларова. Вот так сюрприз! Неужели речь идет об Аразе Агаларове, владельце строительного холдинга «Crocus Group»? Именно так. Цена участка должна была приятно удивить Татьяну Геннадьевну: далеко не у каждого получится приобрести 25 подмосковных соток за 6 миллионов «деревянных».

Сказка в исполнении господина Агаларова

Дальше начинаются настоящие чудеса. Став собственником подмосковного участка, Татьяна Нестеренко решает начать здесь строительство. И как вы думаете, кому она поручает реализацию своего проекта? Конечно же, ЗАО «Крокус Интернэшнл» и незабвенному Аразу Агаларову.
21 ноября она подписывает с гендиректором фирмы договор строительного подряда, согласно которому подрядчик обязуется осуществить на ранее купленном участке комплекс общестроительных и монтажных работ. Кстати, стоимость услуг, указанная в договоре составляет ровно 26 млн. 500 тыс. рублей. То есть, это те самые средства, которые выделены Татьяне Нестеренко министерством в виде субсидии.
Само интересное представляют собой пункты, касающиеся сроков строительных работ: 21 ноября 2011г. – 20 января 2012г. Получается, что двухэтажный дом с цоколем и мансардой, общей площадью 1158 кв. м., можно возвести с нуля за два месяца, да еще и подвести к нему все необходимые коммуникации? Невольно вспоминается сюжет русской народной сказки о выстроенном за одну ночь хрустальном мосте.
Но строители господина Агаларова творят волшебство в реальности: двух месяцев им оказывается много, и они уложились буквально в недельный срок. Судите сами: 9 декабря 2011 года начальник Управления архитектуры и градостроительства Истринского района А. Паршуков выдает разрешение на строительство, а уже 16 декабря он же подписывает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В тот же день постановлением главы сельского поселения жилому дому присваивается почтовый адрес.

Скажете, такого не может быть? Согласно документам все описанное имело место. Можно представить, как гендиректор «Крокуса» привозит на стройку несколько десятков (а может и сотен) своих трудолюбивых земляков, которые не покладая рук, словно муравьи или термиты, работают двадцать четыре часа в сутки, чтобы возвести высокопоставленному заказчику трехэтажный теремок.
Озвучивается, правда, и другая версия, более рациональная. Суть ее сводится к тому, что на момент заключения сделки дом для Татьяны Нестеренко был уже построен, а оформление его в виде первичного строительства потребовалось исключительно для снижения стоимости. Но о каком снижении может идти речь? Неужели 26 миллионов, перечисленных Министерством финансов на счета фирмы Араза Агаларова в январе 2012 года, оказалось бы недостаточно для покрытия всех расходов на улучшения жилищной ситуации замминистра? Представьте себе, нет.

Элитный поселок «Agalarov estate»

Здесь мы возвращаемся к подмосковной деревне Воронино, столь приглянувшейся Татьяне Нестеренко. В описываемое нами время (напомним, это 2011-2012 гг.), это подмосковное местечко довольно часто упоминалось в СМИ. Причем все журналистские публикации были посвящены очередному глобальному проекту Араза Агаларова.
Дело в том, что в Истринском районе, в непосредственной близости с Воронино, олигарх активно вел строительство элитного коттеджного поселка «Agalarov estate», который называли не иначе, как «загородным поместьем». Территория «поместья» составляла 330 гектар, причем 70 гектар занимали поля для гольфа.
«В поселке построено 250 резиденций – по сути это дворцы, выдержанные в общем стиле неоклассицизма. Они занимают участки площадью от 45 соток до 2 га. Дома, которые построены в поселке, имеют площадь от 1 100 до 2 500 кв. метров», - писал об «Agalarov estate» портал «Загород.Ru». Сообщалось, что здесь предусмотрены помещения под бассейны, кинозалы, сауны, бильярдные, комнаты для обслуживающего персонала и т.д.
В беседах с журналистами сам хозяин подчеркивал, что дома в поселке покупают бизнесмены и политики, которых он считает своими «друзьями и знакомыми». А теперь вспомним, кто являлся собственником земельного участка, и чья фирма осуществляла строительные работы для Татьяны Нестеренко? Правильно, Араз Агаларов и ЗАО «Крокус Интернэшнл». Расположено домовладение в деревне Воронино. Получается, что замминистра также входила (а может и входит до сих пор) в число друзей строительного магната?

Как выясняется, запросы у Татьяны Нестеренко даже не министерские, а прямо-таки великокняжеские. Не будем утверждать, что ее дом соответствует всем канонам неоклассицизма, но к самому подбору места она отнеслась с претензией: желаю, дескать, жить в поместье, а там хоть трава не расти! Помещица, одним словом. Как там у Пушкина? «Хочу быть столбовою дворянкой…».

Не договор, а сплошные убытки?

Вот мы и подошли к самому главному, а именно к стоимости этих самых «резиденций», выстроенных в стиле неоклассицизма. Дело в том, что за 26 миллионов чиновница могла бы приобрести там разве что домик для прислуги.
Из публикаций телеграм-каналов следует, что на момент строительства дома для замминистра, стоимость жилья от застройщика в поселке колебалась от 84 до 630 млн. рублей. В некоторых случаях цены вырастали до миллиарда. А как вы хотели? Ведь потенциальный покупатель выбирает жизнь среди «сливок общества» - бизнесменов и политиков.
Не верится, что опытный коммерсант Агаларов мог так продешевить. Или цена коттеджа все-таки была снижена им сознательно? Но чем мог быть обусловлен такой дорогостоящий подарок? Тем более, что в марте 2010 года (то есть, за месяц до выделения ей министерской субсидии) Татьяна Нестеренко стала собственником земельного участка в подмосковном Одинцово. Но там, видимо, атмосфера оказалась не подходящей для строительства «резиденции».

Строительный лоббизм в действии?

Здесь осмелимся задаться вопросом: а не идет ли речь о банальной взятке? Дело в том, что к 2011 году холдинг «Crocus Group» уже реализовал ряд крупных строительных проектов. Например, только в 2009 году на территории торгового комплекса «Крокус Сити» были открыты станция метро «Мякинино» и концертный зал «Crocus City Hall» вместимостью более 7 тыс. мест.
В 2009 году компания «Крокус Интернэшнл» получила солидный куш: она выступала генподрядчиком строительства Дальневосточного федерального университета на острове Русский, который нужно было сдать в 2012 году к саммиту АТЭС. Как писал РБК, этот объект обошелся государству в 70 млрд. рублей, хотя сам Агаларов уверял журналистов, что тогда его компания ровным счетом ничего не заработала.
Позже холдинг получил права на строительство двух стадионов для проведения чемпионата мира по футболу-2018 в Калининграде и Ростове-на-Дону, стоимостью 17,3 млрд. и 18,7 млрд. рублей. Можно ли завладеть такими подрядами без нужных связей в Кремле? Но, даже имея выход на нужных людей, их интерес к сотрудничеству нужно обязательно поддерживать, в том числе и материально. Лоббизм – явление дорогостоящее.
Определить, имела ли в случае с замминистра Татьяной Нестеренко место взятка, должны компетентные органы. Чем закончится для нее такая проверка – большой вопрос. По мнению «Компромат ГРУПП», не исключено, что министр финансов Антон Силуанов с радостью избавится от «человека Кудрина» в своем ближайшем окружении.
Выше «Компромат ГРУПП» уже проводил аналогию с героиней пушкинской сказки. Как бы контакты с «золотой рыбкой» Агаларовым в итоге не вышли Татьяне Нестеренко боком, сделав ее фигурантом очередного коррупционного расследования российских силовиков.